smo

Оптимизация под социальные медиа

SMO — это аббревиатура от social media optimization, что переводится как «оптимизация под социальные медиа». Смысл SMO состоит в максимальном улучшении сайта для посетителей, которые приходят из социальных сетей.

Направление SMO достаточно молодо — появление термина связывают с публикацией Рохита Бхаргавы в 2006 году. Бхаргава — маркетолог, автор бизнес-бестселлеров и предприниматель — сформулировал пять правил оптимизации сайтов под социальные сети:

  • Увеличивать количество внешних ссылок посредством создания контента, на который пользователи захотят ссылаться.
  • Упростить добавление тегов и закладок, чтобы контент сайта было легко добавить в личные закладки, соцсети или приложения.
  • Предусмотреть награждение за ссылки на сайт. Например, предлагать обратные ссылки, какой-то бонус или скидку на товар за n-ное количество приведённых пользователей.
  • Способствовать распространению контента на сторонних ресурсах, но с обязательной ссылкой на источник.
  • Поощрять создание сервисов и приложений, которые используют ваш контент. Например, собирают публикации с разных сайтов.

Именно эти правила легли в основу SMO. Позже другие авторы расширили этот список. А спустя четыре года Бхаргава немного обновил свои правила. Но общая суть SMO сводится к тому, что нужно способствовать максимальному распространению контента сайта в соцсетях и мотивировать пользователей делиться публикациями.

Зачем компании SMO-продвижение

Главная задача SMO — сделать сайт (портал, интернет-магазин, иной веб-ресурс) интересным для посетителей из ВКонтакте, Facebook*, Instagram* и иных социальных сетей. Для этого специалисты структурируют и оптимизируют контент с учётом предпочтений этих пользователей.
Аудитория, которая приходит из соцсетей, чаще всего сильно отличается от людей из поисковых систем. У них другие интересы, другие потребности и, самое важное, у них иной способ потребления контента. При этом соцсети давно превратились в значимый источник трафика, который порой даже превосходит поисковики.
Но если привлечь на сайт пользователей из ВК либо Инстаграма не слишком сложно, то удержать их получается далеко не всегда. Для этого и используют SMO.
SMO-продвижение предполагает работу с контентом, дизайном, интерфейсом и юзабилити сайта. Основная цель — сделать его удобным для посетителей из соцсетей, повысить привлекательность ресурса, наладить контакт с пользователями, вызвать доверие и повысить лояльность аудитории. В идеале пользователь должен задержаться на сайте, превратиться в постоянного посетителя и поделиться контентом с другими людьми. Результатом SMO становится увеличение трафика из социальных сетей.

Отличие SMO от SMM и SEO

Термин SMO нередко путают с SEO и SMM. У этих понятий есть общие черты, но смысл разный:

  • SEO (Search Engine Optimization) — «оптимизация под поисковые системы». С помощью SEO веб-ресурс продвигают в поисковиках для привлечения органического трафика. Задача SEO-специалистов состоит во внутренней и внешней оптимизации сайта таким образом, чтобы поисковики отображали его на первой странице поисковой выдачи по подходящим запросам.
  • SMM (Social Media Marketing) — «маркетинг в социальных медиа». SMM используют для продвижения аккаунтов в социальных сетях. SMM-специалисты работают над повышением охвата аудитории и увеличением числа просмотров продвигаемых страниц.
  • SMO (Social Media Optimization) — «социальная оптимизация». SMO-специалисты работают над привлечением трафика на сайт (как в SEO), но не из поисковых сетей, а из соцмедиа (как в SMM).

Получается, что SMO отличается от SEO направленностью оптимизации, поскольку нужно адаптировать ресурс не под поисковые системы, а под потребности аудитории из соцсетей. Отличие SMO от SMM состоит в том, что в SMM продвигают страницы и группы в соцсетях, а в SMO — сайты.

Инструменты Social Media Optimization

При социальной оптимизации применяют инструменты, которые позволяют связать продвигаемый ресурс с популярными социальными платформами. При этом важно сделать сайт удобным для входящего из соцсетей и исходящего в соцсети трафика, создать условия для образования комьюнити в рамках сайта.

Основные инструменты SMO:

  • Кнопки соцсетей. Практически любая социальная сеть предлагает для установки на сайты персональные кнопки с различными функциями — оценка публикации, возможность репоста на свою страницу в соцсети, подписка на новые материалы.
  • Плагины для соцсетей. Под плагинами подразумевают программные решения, которые расширяют функционал ресурса. Плагины для соцсетей предоставляют возможность комментировать публикации после авторизации под своим социальным аккаунтом, участвовать в голосовании на сайте, показывают сведения о странице ресурса в соцсетях.
  • Инструменты для программистов. Сторонним разработчикам предоставляется возможность создавать  приложения и виджеты для сайта через API. Таким образом пользователи могут самостоятельно расширять функционал ресурса и делать его более удобным для себя.
  • Размещение дополнительных социальных материалов. Использование контента социального характера с добавлением ссылок и хештегов помогает повысить интерес пользователей. Это могут быть анонсы новостей, подкасты на острые социальные темы. Например, на сайте онлайн-журнала о бизнесе «Секрет фирмы» есть раздел «Популярное в соцсетях» —  здесь размещены ссылки на статьи ресурса, которые затрагивают обсуждаемые в соцсетях темы.

А чтобы привлечь пользователей из соцсетей, журнал размещает анонсы и ссылки на новые публикации на социальных платформах.
SMO-специалист акцентирует своё внимание на создании интересных, легко читаемых и качественно иллюстрированных материалов. Он старается наладить общение с аудиторией, в том числе создавая дискуссии на популярные в обществе темы.
Большое внимание в SMO уделяют перелинковке (добавлению ссылок на другие интересные материалы) с целью удержания интереса аудитории, а также использованию расширений, виджетов и прочих инструментов, которые позволяют пользователям оставить «социальный след» (рекомендации, рейтинги, опросы, голосование).

Примеры SMO

Один из самых очевидных примеров SMO — авторизация на сайте с помощью аккаунтов социальных сетей.
SMO влияет на интерфейс сайта. В результате работы по SMO на страницах ресурса появляются элементы, характерные для соцсетей, — лайки, комментарии, возможность поделиться публикацией в соцсетях.
Относится к SMO и распространение через соцсети контента со ссылками на продвигаемый сайт, даже если сам владелец ресурса и не слышал про социальную оптимизацию, а просто использует социальные платформы как источник трафика.
Важно понимать, что социальная оптимизация не сработает, если неверно определить целевую аудиторию, а тематика сайта не будет соответствовать теме сообщества в социальных сетях, откуда привлекают трафик. Обилие рекламы или слишком частые PR-акции также негативно влияют на результат.
Помните, что цель SMO — помочь посетителям обмениваться информацией друг с другом и как можно дольше удерживать их на сайте, постепенно превращая в постоянных посетителей. Поэтому основа SMO — это настройки сайта, которые позволяют связать его с социальными сетями.